История храма
Древняя новгородская церковь Бориса и Глеба в Плотниках расположена на правом берегу Волхова. Первое упоминание о каменном одноглавом храме относится к 1377 г. Храм неоднократно горел, а после пожара 1521 г. пришел в ветхость и был разобран. В 1536 г. силами двух улиц – Запольской и Конюховской, «всем приходом тое церкви, московскими гостьми и новгородскими и всем народом православных людей», началось строительство нового каменного пятиглавого храма с двумя приделами «на полатех» – св. Николая Чудотворца и св. Владимира. Тогда же был сооружен притвор. За пять месяцев церковь была построена. Храм строили тридцать человек, из них «20 человек больших мастеров», получивших за работу 53 рубля. В 1537 году Борисоглебская церковь была освящена архиепископом Макарием, будущим митрополитом Московскими и всея Руси.
В XVI веке церковь считалась соборной, а по актам XVII в. – ружною (РУГА – выдававшееся в старину духовенству содержание натурой. Русские князья часто посылали «милостыню» хлебом, солью, деньгами, воском и проч. из своей казны). На день Бориса и Глеба (24 июля) в XVII веке в Борисоглебской церкви положена была архиерейская служба, состоявшая из молебна и литургии.
В 1715 г. храм пострадал от молнии, о чем была сделана надпись на поновленной старинной большой иконе Господа Вседержителя: «…стрела громовая и молния опалили святые образа, престол и ризы, пророки и апостолы и праздничные в разных местах попалило…». По старинным описаниям «церковь имеет пристройку (древний притвор) с западной стороны с двумя поздними приделами: северный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, южный святого Николая чудотворца». Лестница на хоры, устроенная в толще западной стены храма, вела в придел св. Владимира. Позже, вероятно во второй половине XVIII в., лестница была заложена, южный придел свт. Николая чудотворца перенесен в западный притвор, а придел св. князя Владимира – в подцерковье. Тогда же впервые упоминается Покровский придел в северной части притвора.
По описям 1748 г. при церкви Бориса и Глеба имелась вотчина, жалованная царём Иоанном Васильевичем в Новгородском уезде, в Обонежской пятине в Никольском Явоселеском погосте. Крестьян по переписи было мужского пола 68 душ с пашнями, сенными погостами и пожней близ Новгорода, отдаваемой в наём за 3 или 4 рубля в год. В середине XIX века церковь имела огородные земли в 570 кв. сажень, ружных денег получала в год 28 рублей 50 копеек серебром.
С 1764 г. к церкви Бориса и Глеба были приписаны две церкви упраздненных женских монастырей – Богословского и Успенского Рагодовицкого, находящихся от неё за ручьем Виткою.
В 1770-1780-х гг. к притвору была пристроена небольшая колокольня, решённая в стиле раннего классицизма. Через неё был устроен проход (с лестницей) в церковь. На колокольне находились пять различной величины колоколов. На самом большом имелась русская надпись 1705 года, а на самом маленьком – латинская 1638 года. Колокольня была разобрана в 60-е годы.
Собор хорошо сохранил первоначальные архитектурные формы. Он представляет собой четырехстолпную кубическую постройку с одной полукруглой апсидой и пониженным западным притвором, завершенную пятью главами. Четыре из глав глухие, а центральная – световая. Фасады разделены лопатками на три прясла. Плановое решение основного объема типично для новгородской архитектуры республиканского времени. И это не случайно – ведь собор XVI века возводился на основании XIV века. То, что в его строительстве участвовали 20 больших новгородских мастеров, предопределило архаичность архитектурного облика и приверженность к старым новгородским традициям. Новые архитектурные веяния проявились в пятиглавии, устройстве подклета, многощипцовом завершении фасадов, фризах из пятиугольных ниш, опоясывающих барабаны глав и карниз апсиды.
Церковь Бориса и Глеба – двухэтажная с одной алтарной апсидой и пристройкой с западной стороны. Пристройка (древний притвор) – двухэтажная с двумя поздними приделами: северный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, южный – св. Николая Чудотворца. Лестница на хоры, устроенная в толще западной стены церкви, вела в придел св. Владимира. Позже (вероятно, во второй половине XVIII в.) она была заложена. Южный придел св. Николая Чудотворца перенесен в западный притвор, а придел св. Владимира в подцерковье. Тогда же впервые упоминается Покровский придел в северной части притвора.
К началу XX века Борисоглебская церковь пришла в запустение. По донесению новгородского архиепископа Гурия в Св. Синод (1907 г.) она была одной из «беднейших церквей в империи». После 1907 года церковь была отремонтирована. Во время ремонтных работ архитектором В. В. Сусловым впервые были сделаны обмеры храма XVI века.
В 20-е годы ХХ вв. из иконостаса Борисоглебской церкви были изъяты некоторые древние храмовые иконы, которые хранятся ныне в Новгородском музее:
1) храмовая Бориса и Глеба «на конях» – ок. 1377 г.
2) Благовещение с Феодором Тироном – XIV в.
3) Св. Никола с житием – конец XIV — нач. XV в.
4) Страшный суд – середина XVI в.
В апреле 1933 года советская власть закрыла церковь Бориса и Глеба. Тогда здесь была отслужена последняя литургия настоятелем храма священномучеником и исповедником протоиереем Михаилом Борисовым, окормлявшим этот приход в течение 27 лет. Его отсюда и забрали… В апреле 1933 г. о. Михаил был арестован по обвинению в причастности к «Религиозно-трудовому братству», возглавляемому епископом Макарием (Опоцким) и оказании помощи репрессированным. Ему запретили проживание в столицах, Новгороде и погранполосе, и он вынужден был поселиться в г. Угличе Ярославской области, где иногда совершал богослужение в Вознесенской церкви. По слабости здоровья он не мог работать и жил в постоянной нужде. В ноябре 1937 г. о. Михаил был обвинен в участии в контрреволюционной церковно-монархической группе, и тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения, но по старости и немощности он был оставлен в исправительно-трудовой колонии в Ярославле, где и скончался 4 июня 1942 года, отбыв половину срока наказания. Погребен в безвестной могиле.
Протоиерей Михаил был реабилитирован в 1989 году. По представлению Ярославской епархии определением Священного Синода от 17 июля 2001 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000 г., протоиерей Михаил Борисов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от бомбежек, но стены устояли. После освобождения города здесь жили новгородцы.
В 1950 годы проводились реставрационные работы на Основном объеме под руководством 3. И. Васильевой. В 1960-е годы исследованиями и реставрацией притвора XVI века занималась Т. В. Гладенко, а в начале 1980-х годов работы (главным образом в интерьере) продолжил В. А. Попов.
Позже в храме находился склад для спецобслуживания партийных чиновников. В перестроечное время появилась идея устроить в храме музей советского ордена Александра Невского, но в 1992 году храм был передан Новгородской епархии. Это четвертый по времени возобновления служб храм в новейшей истории нашего города. Первый – церковь апостола Филиппа, действовавший еще в советское время, второй – Софийский собор, вновь освященный в 1991-м, затем – Покровский собор и храм Бориса и Глеба в Плотниках. Также в те времена действовал Николо-Вяжищский монастырь.
6 августа 1992 года храм святых Бориса и Глеба был вновь освящен владыкой Львом, тогда епископом Новгородским и Старорусским.
7 февраля 2015 года митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил чин освящения нижнего храма во имя новомучеников и исповедников Русской Церкви.
Сегодня главный акцент приходской жизни храма – социальная работа.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |